Большинство кыргызских чиновников, лишь только заводишь разговор о многоженстве, смущенно улыбаются и отводят глаза. Министр юстиции Марат Кайыпов, пожалуй, единственный, кто смело рассуждает на эту тему и не стесняется называть вещи своими именами. Более того, он призывает отменить уголовную ответственность за многоженство, причем с этой инициативой выступает уже третий раз. Об этом наш с ним разговор. Ст. 153 УК КР. Двоеженство и многоженство. Двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, наказывается лишением свободы на срок до двух лет.
- Прошлому составу парламента я предлагал провести кардинальные реформы уголовного законодательства, чтобы государство изменило свою политику по отношению к уголовным наказаниям от карательной к гуманной, — говорит Марат Таштанович. — Человек должен нести соразмерную ответственность, а не так, как было в СССР: чуть что — сразу за решетку, уголовная ответственность предусматривалась за малейшую провинность. Мы должны воспитывать своих граждан путем убеждения, а не устрашения. Вот почему мы разработали пакет законопроектов, пересмотрели почти все статьи Уголовного кодекса в части наказания с целью гуманизации уголовного законодательства, дали новое понятие превышения пределов необходимой самообороны. И среди этих поправок было предложение отменить уголовную ответственность за многоженство. В этом вопросе я искал юридическую составляющую прежде всего. У преступления должен быть состав: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. В случае с многоженством нет двух составляющих — объекта и объективной стороны. Мужчина не женился насильно, женщины добровольно вышли замуж и ведут совместное хозяйство. Следовательно, права женщин никто не нарушил. Кроме того, у каждого преступления есть свои стадии. У многоженства нет конечной стадии. Ну, допустим, посадят многоженца, он отбудет наказание и куда вернется? — Очевидно, в ту же самую семью, ко второй или третьей жене. — Конечно, и что ж его — снова сажать в тюрьму? Но дважды за одно преступление не наказывают. Или приговорить к пожизненному заключению? Но где тогда цель наказания — перевоспитание? Здесь нет юридической логики. Поэтому я и предлагаю исключить из Уголовного кодекса двоеженство и многоженство как преступления. Есть здесь и социальный аспект. Малые государства выстраивают свою политику, соизмеряясь с бюджетом. Содержание преступника ложится на плечи государства. Человек, который кормит как минимум две семьи, у государства денег не просит. И тут вдруг его, активного налогоплательщика, отправляют за решетку?! Он сам и его семьи, оставшиеся без кормильца, ложатся бременем на плечи государства. К слову, в других постсоветских государствах нет уголовной ответственности за многоженство — ни в Прибалтике, ни на Украине, ни в Молдавии. В советский период коммунистическая идеология сознательно ввела этот вид уголовной ответственности в тех странах, где было мусульманское население. Цель — отойти от традиций мусульманской религии. Но приверженность религии эти народы сохранили. — А насколько, по вашим данным, распространено многоженство в Кыргызстане? — Это явление существовало и в советский период, а после обретения независимости, когда появились богатые бизнесмены, получило еще большее распространение. Опасно, что эта область уходит в подполье. Само наличие статьи в Уголовном кодексе толкает мужчин на аморальные поступки. Они не оформляют официально брак со вторыми или третьими женами, которые находятся на правах любовниц. Любовница не имеет никаких прав по отношению к мужчине, не может претендовать на его доходы и имущество. А если в таком браке родится ребенок, мужчина даже не дает ему свое имя. Потому что как только сделает это, тем самым признается в том, что у него есть вторая жена и дети, и его могут запросто отправить за решетку. Теперь давайте обратимся к статистике. Когда я получил статданные о том, сколько женщин родили без брака, у меня волосы встали дыбом. В 2006 году — 39 091, а в 2007-м и того больше — вы только представьте себе, 39 тысяч 272 женщины! ЧТО ГОВОРИТ СТАТИСТИКА Количество привлеченных к уголовной ответственности за многоженство: 1998 г. — 1 чел. 1999 г. — 10 чел. 2000 г. — 2 чел. 2001 г. — никто. 2002 г. — 1 чел. 2003 г. — никто. 2004 г. — никто. 2005 г. — 2 чел. 2006 г. — никто. 2007 г. — никто. — Но согласитесь, это не значит, что все эти женщины живут с многоженцами… — Допускаю, что некоторые из них состоят в гражданском браке со своими мужьями. Но подавляющее большинство этих женщин, я уверен, являются вторыми и третьими женами. Иными словами, каждый год 39 тысяч детей могут оказаться бесправными. Пока есть статья в УК, отец ребенка не будет заботиться о нем, а если и будет, то украдкой. Какое тогда получится воспитание? А если с отцом что-то случится, тогда этот ребенок не сможет претендовать ни на жилье, ни на наследство. — Многоженство — это явление, которое связано больше с исламом. Если Кыргызстан его легализует, как он будет после этого выглядеть в глазах цивилизованной Европы? — Оно связано не столько с исламом, сколько с традициями и обычаями кыргызского народа, которые зародились задолго до того, как ислам пришел на наши земли. А народ без своих обычаев и традиций — не народ. Как отнесутся к Кыргызстану страны Запада, спрашиваете? А как они относятся к арабским странам? Поклоняются им, лебезят перед ними… — Но извините, у арабов есть нефть, а у Кыргызстана что? — А у нас есть свои традиции и обычаи, которыми мы дорожим. Думаю, нормально будут относиться. А то, что предлагают нам европейские страны, — свободу любви независимо от пола — не для кыргызского народа. Это аморально. — В конституции сказано, что Кыргызстан — светское государство, в котором религия отделена от государства, а вы предлагаете узаконить многоженство… Вас это не смущает? - Написав слово «светское», мы не закрыли глаза на проблему. Мы что — запретили многобрачие?Нет, конечно. А государству не может быть безразлична судьба своих граждан, особенно детей. — Насколько известно, вы уже не первый раз предлагаете отменить уголовную ответственность за многоженство. Почему же ваше предложение никак не проходит? — Потому что наши мужчины стали аморальными, не хотят нести полноценную ответственность за свои семьи. Им легче быть безответственными любовниками. У многих есть страх, что тогда все переженятся по нескольку раз. Да ничего подобного! Мы установим правила, при соблюдении которых можно будет вступать во второй или третий брак. К этому вопросу мы решили подойти комплексно. Сейчас разрабатываем пакет законов, вносим поправки в Кодекс о браке и семье. И потом, представьте себе мужчину, который открыто живет с двумя женами… Это не подарок, скажу я вам, не каждый возьмет на себя смелость содержать несколько семей и выстраивать отношения с ними. — В прошлом парламенте не было ни одной женщины, и то не прошел этот закон. Думаете, нынешний парламент, в котором треть составляют женщины, пропустит эту поправку? — Мы будем делать акцент на защите прав женщин и детей и представим эту ужасную статистику. Во время войны у нас было в 10 раз меньше детских домов, чем сейчас. Значит, общество больное, раз матери бросают своих детей. А полураздетые проститутки на наших улицах… Это вообще позор нашей нации. В истории кыргызов никогда не было проституток. Я уверен, из стоящих на панели 100 девушек 99 сидели бы дома, если бы их обеспечили материально. Ведь многие пошли туда, потому что у них нет достатка в доме. Если разрешим многоженство, возможно, сократим это количество. И потом, когда мы оговорим правила для мужчин, вступающих во второй и третий браки, думаю, женщины тоже согласятся. Мы хотим всесторонне обсудить эту проблему. Наличие статьи в УК только усугубляет ее. У кыргызов есть пословица: если укрываешь болезнь, когда-нибудь тебя опозорит нежданная смерть. — Почему именно вы настойчиво добиваетесь легализации многоженства? Может, у вас есть личный интерес? — Официально я холостой. Но у меня четверо детей от двух жен.
|